Сен 01, 2012
Настоящий документ предназначен для разработчиков электронных учебников (ЭУ), электронных приложений к учебникам, учебно-методических комплексов (УМК), которые могут использоваться в образовательных учреждениях (ОУ) Российской Федерации (РФ) для обеспечения условий реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Данные рекомендации определяют функциональное назначение и функциональную структуру ЭУ.
Для обеспечения содержательной целостности, необходимой функциональности и эргономичности разрабатываемых ЭУ, данные рекомендации содержат требования к формам представления образовательного контента ЭУ, требования к эргономике ЭУ, подходы к оценке характеристик качества ЭУ.
В документе приведены определения используемых терминов, нормативные ссылки на стандарты, использованные при разработке данных рекомендаций.
Настоящий документ разработан в ходе выполнения государственного контракта 07.P07.11.0058.
Разработчик - Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования».
В работе над документом принимали участие: Лейбович А.Н., член-корр. РАО, д.п.н. (ФГАУ «ФИРО»); Босова Л.Л., д.п.н. (ФГАУ «ФИРО»); Авдеева С.М., к.техн.н. (ФГАУ «ФИРО»); Волков В.В., к.п.н. (ООО «ОИЦ «Академия»); Мамонтов Д.И., к.техн.н. (ООО «Физикон»); Осин А.В., к.т.н. (ФГНУ «РМЦ»); Рабинович П.Д., к.техн.н. (ФГАУ «ФИРО»); Тарасова К.В. (ФГАУ «ФИРО»); Тарасова Н.В., к.п.н. (ФГАУ «ФИРО»); Дачевский Д.А. (ООО «Дрофа); Теренин В.В. (ООО «Айреволюшн»).
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины и официально допущенное в качестве данного вида издания.
Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.
Электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся основным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида.
Электронное приложение к учебнику – учебное электронное издание, дополняющее учебник (электронный или печатный), представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником.
Учебно-методический комплекс (УМК) – открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов, предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.
1) Состав УМК определяется спецификой уровня образования и предметной области (предмета).
2) Обязательными составляющими современного УМК являются учебник и электронное приложение к учебнику.
3) Дополнительно в УМК могут входить электронные и/или печатные рабочие тетради, практикумы, задачники, хрестоматии, справочники и др. учебные издания, инструменты для поддержки профессиональной деятельности учителя, проектной и творческой деятельности учащихся, а также сетевые ресурсы, в т.ч. обеспечивающие методическую и техническую поддержку комплекса.
Информационно-образовательная среда – система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательный контент – структурируемое предметное содержание, используемое в образовательном процессе (ГОСТ Р 52653-2006)
Интерактивный контент – контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, иерархическая навигация, контекстно-зависимые справки, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д.
Примечание
Можно выделить следующие уровни интерактивности:
Уровень I (условно-пассивные формы интерактивности). Характеризируется односторонним воздействием обучаемого. Сценарий воспроизведения комфортность восприятия и управления. Обучаемый лишь выбирает фрагмент для усвоения, но не оперирует с его элементами;
Уровень II (активные формы интерактивности). Характеризуется простым взаимодействием обучаемого с контентом на уровне элементарных воздействий/откликов;
Уровень III (деятельностные формы интерактивности). Характеризуется конструктивным взаимодействием пользователя с учебными объектами/процессами по заданному алгоритму с контролем отклонений. Деятельностные формы отличаются от активных выбором последовательности действий, ведущих к достижению учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.
Мультимедийный контент – контент, представляющий собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.
ЭУ является основным компонентом ИОС, ориентированным на осуществление образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий и на применение современных форм и методов обучения.
ЭУ, реализованный на базе современного мобильного устройства, рассматривается в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику. ЭУ должен:
Применение ЭУ в образовательном процессе в сочетании с такими компонентами ИОС как система управления обучением и управления образовательным контентом должно обеспечивать:
ЭУ должен поддерживать технологию загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи.
Функциональная структура ЭУ должна соответствовать его назначению в образовательном процессе и содержать следующие компоненты:
Текст ЭУ разделяется на параграфы, соответствующие темам изучаемого содержания предмета, одному или нескольким урокам в соответствии с программой обучения. Текст параграфов структурируется с помощью заголовков, подзаголовков, списков, таблиц.
Медиа-объекты могут как полностью воспроизводиться на странице ЭУ, так и открываться в отдельном окне по клику на соответствующую миниатюру (превью) или пиктограмму (иконку), на странице ЭУ.
Подпись к медиаэлементу или обозначающей его пиктограмме должна ясно сообщать пользователю о типе и назначении медиаэлемента.
Дополнительный материал в ЭУ может располагаться вместе с основным учебным материалом в виде гипертекстовых/гипермедийных врезок или всплывающих окон.
Пояснительные тексты могут быть реализованы в форме всплывающих подсказок, появляющихся при активизации соответствующего слова словосочетания) или изображения (фрагмента изображения).
При выборе типа вёрстки разработчики ЭУ должны учитывать возрастные особенности учащихся, специфику предметной области и особенности рекомендуемого (педагогически целесообразного) набора медиаэлементов для конкретного предмета.
В общем случае допустима как потоковая, так и фиксированная верстка.
Предпочтительна реализация двух вариантов перелистывания учебника: постраничного (реализуется горизонтальным движением пальца в направлении перелистывания), сплошного (реализуется вертикальным движением пальца в направлении перелистывания).
Верстка текста ЭУ должна обеспечивать возможность его комфортного просмотра: необходимо избегать излишнего использования полос прокрутки или перелистывания страниц; желательно обеспечивать возможность просмотра всего смыслового блока на одном экране.
Оптимальное использование экранного пространства может достигаться за счет: использования всплывающих подсказок над словами, фрагментами изображений и формулами; масштабирования иллюстраций, слайд-шоу.
Использования всплывающих окон; возможности декомпозиции блок-схем, схем строения (устройства) природных и техногенных объектов и пр.; миниатюризации элементов навигации.
Ключевым компонентом интерфейса ЭУ, воспроизводимого на мобильном устройстве, являются навигационные элементы и элементы управления контентом, взаимодействие с которыми учащийся осуществляет не манипулятором («мышь», «трекбол» и др.), а пальцем. В связи с этим размеры элементов управления должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностях учащихся.
В ЭУ могут быть реализованы следующие типы навигационных элементов (см. Таблица 1):
Типы навигационных элементов (Таблица 1)
ТИП ЭЛЕМЕНТА | КОМАНДА |
Пиктограммы или Multitouch-компоненты «Drag» и «Flick» «перелистывание вперед и назад» | Страница вперед / Страница назад |
Пиктограммы или Multitouch-компоненты «Drag» и «Flick» перелистывание вперед и назад» | В начало книги / В конец книги |
Поле ввода | На нужную страницу |
Поле ввода / пиктограмма | К нужному параграфу |
Пиктограмма | К оглавлению |
Разворачивающаяся кнопка-список | К определенному разделу |
Пиктограмма | Вернуться назад |
Гиперссылка | Перейти к связанному тексту |
Пиктограмма | Запустить связанный медиа-объект |
В ЭУ могут быть реализованы следующие типы навигационных инструментов (см. Таблица 2):
Типы навигационных инструментов (Таблица 2)
ИНСТРУМЕНТ | ЗАДАЧИ |
Предметный указатель | Поиск, выбор и переход к странице, содержащей термин в учебнике |
Именной указатель | Поиск, выбор и переход к странице, содержащей запрошенное имя |
Хронологический указатель | Поиск, выбор и переход к странице, относящейся к дате или периоду времени |
Указатель географических названий | Поиск, выбор и переход к странице, содержащей название |
Указатель медиаэлементов | Поиск и переход к странице, содержащей выбранный медиа-компонент |
Полнотекстовый поиск | Поиск, выбор и переход к странице, удовлетворяющей поисковому запросу, с учетом уровня релевантности |
Кроме того, в ЭУ должны быть реализованы возможности навигации по пользовательским закладкам и пользовательским заметкам.
Учебник должен быть спроектирован таким образом, чтобы учащийся с нормальным зрением мог читать текст и работать с изображениями, не пользуясь дополнительными приспособлениями. Для людей с ослабленным зрением должны быть предусмотрены средства масштабирования контента
Для управления динамическими объектами требуются специализированные элементы интерфейса (начать просмотр, приостановить, закончить, вперед/назад, заглушить звук и т. п.).
В ЭУ могут быть реализованы следующие формы работы с образовательным контентом:
1) Выбор медиа-элемента - Multitouch-компоненты «Tap» и «Double Tap»;
2) Указание на медиа-элемент - Multitouch-компонент «Tap»;
3) Перемещение медиа-элемента - Multitouch-компоненты «Drag» и «Flick»;
4) Изменение медиа-элемента (в т.ч. его формы, размера и т.д.);
5) Ввод текстовой и числовой информации в форму с помощью виртуальной клавиатуры.
6) Копирование медиаэлемента/ группы медиаэлементов или его части в буфер обмена или файл на внешнем носителе.
Интерактивные задания предполагают наличие специализированных элементов интерфейса – пиктограмм или кнопок, среди которых, в зависимости от типа задания, могут быть следующие пиктограммы или кнопки:
1) Принять ответ;
2) Проверить ответ;
3) Очистить форму для ввода ответа;
4) Показать подсказку или шаг решения;
5) Показать ответ или показать решение.
6) Большинство из этих компонентов должны появляться только в те моменты, когда они «нужны» пользователю.