Апр 22, 2014
В мире, где за новостями в состоянии поспевать только те, кто их пишет, хранителями ценностей чаще оказываются не только эксперты, но и журналисты. Мы попросили коллегу со знаменитого сайта про стартапы поделиться мыслями об итогах прошлого года и надеждах текущего.
Долгое время предприниматели неохотно брались за создание продуктов для школ. Обычно таким стартапам приходится проходить через бюрократическую волокиту и тратить целые состояния, чтобы оторваться от земли. Но 2013 стал исключительным для проектов на ранней стадии: количество сделок увеличилось с позапрошлого года на 115%, а общий объем инвестиций — на 170%. В этой отрасли за инвестиции всегда боролись активней: вложения нужны крупные и надолго, потому что продажа технологий школам происходит медленно. Образовательным компаниям сложнее доказывать, что они в состоянии приносить доход, потому что немногие по-настоящему успешны. Прямо скажем, такие кучи денег, как потребительские стартапы, в этой нише мало кто зарабатывает. Хотя инвесторы рады участвовать в славном деле реформирования образования, деньги получать они тоже не против. Впрочем, теперь с инвестициями проще: появилось много специализированных фондов, вроде Learn Capital, NewSchoolsVentures, ReThink Education и The Gates Foundation. Чего ждать от следующего года? Многие из новичков умрут, а те, что выживут, составят новое поколение — место Google, Facebook или Apple пока свободно. Кстати, Google открыл магазин образовательных приложений и собирается выпускать планшеты для школ. Конечно, они могут составить беспощадную конкуренцию edtech-стартапам, если только захотят, но, кажется, настроены скорее на партнерство.
Несмотря на всю шумиху вокруг MOOC, здесь еще нужно много экспериментировать. В 2013 году Coursera и Udacity получили примерно по $100 млн, и надо понимать, что масштабы будут только расти. Кажется, в эту игру решил вступать даже Google, посмотрим, что из этого получится. Бесплатный доступ к качественному знанию — это хорошо, но простая оцифровка лекций ничего не изменит. Сейчас у курса может быть 10 000 слушателей, однако до финала доходят по-прежнему немногие. Вдобавок большая часть материалов рассчитана на людей, которые с рождения говорят по-английски. Если стартапы хотят настоящей революции, придется менять всю модель: контент должен быть более интерактивным, интуитивным, мобильным и персонализированным. Всё эти тысячи студентов нужно с умом распределять по маленьким группам, чтобы от учебы был толк. Нужно разрабатывать материалы на разных языках, чтобы и курсов, и платформ появилось больше. Только тогда онлайн-образование станет не просто альтернативным способом получения знаний, а лучшим.
Главная проблема школ и колледжей — то, что учителя читают всем одинаковые лекции и задают одинаковые задания, а потом изо всех сил пытаются выяснить, кто что понял. В Америке о студентах и их успеваемости собирается ужасно много данных, но ни у учителей, ни у стартапов пока нет полной картины. Когда эту информацию научатся анализировать, каждый школьный урок можно будет подстраивать под отдельного ребенка. Это касается не только традиционных классов — нужно с умом учитывать эти данные, даже если речь идет просто о видео-уроках по кулинарии. Надеюсь, уже в 2014 году такие алгоритмы персонализации будут построены. Knewton только что получил $50 млн и собирается предложить свои адаптивные технологии издательствам и другим институтам. У многих учреждений есть хороший контент, но нет понимания, как сделать его более мобильным и персонализированным.
Когда эту информацию научатся анализировать, каждый школьный урок можно будет подстраивать под отдельного ребенка.
Есть отличные геймифицированные образовательные платформы — Lumosity, MindSnacks, недавно стало известно об интригующем партнерстве Zynga с фондом NewSchools Venture. Прекрасно развиваются языковые сервисы: Apple назвала Duolingo приложением года, Babbel.com получил $10 млн, набирают популярность проекты в развивающихся странах. Отличный пример — OpenEnglish, это латино-американский языковой стартап, в который в прошлом году инвестировали $50 млн. Между тем, большинство стартапов не считают нужным концентрироваться на мобильных технологиях. В прошлом году запустились приложения Khan Academy и Coursera, но их решения вряд ли можно назвать выдающимися. Почему бы не сделать образовательную перcонализированную мобильную платформу? Если Instagram популярен, почему нет таких же приложений для изучения чего-нибудь?
Сегодня большинство edtech-стартапов работает только на локальном уровне. Лидером, несомненно, является США: в стране есть большие проблемы в образовании и решать их тоже надо по-крупному. Знаменитые мировые бренды, которые появились в Америке — Google, Facebook, Yahoo, Apple, Microsoft, Amazon — сначала решали внутренние задачи государства. То же происходит и в сфере образования. Во многих странах пока только развивается экосистема, но, как только появится прочный фундамент, проекты смогут выйти на международные рынки. Образовательные системы отличаются в каждой стране: американские решения не подходят для Африки, где-то интернет доступнее, где-то нет. Кстати, отсутствие инфраструктуры может оказаться для страны преимуществом. В странах Азии и Латинской Америки на адаптивные сервисы Knewton большой спрос — кое-где пока нет даже традиционного образования, то есть, детей будут учить с помощью технологий с самого начала.
Кое-где пока нет даже традиционного образования, то есть детей будут учить с помощью технологий с самого начала.
Мы видим, как рождается глобальная сеть предпринимателей в области образования. Но это сообщество пока еще очень молодое и неокрепшее, а успех зависит от очень многих факторов. Чем больше стартапов, тем больше вероятность того, что им придется друг с другом общаться. Как раз потому такие сайты, как ваш, и важны — они помогают распространять информацию о том, что уже есть, и вдохновлять предпринимателей на создание новых решений.
Математика, программирование и другие предметы STEM — вот главное, на чем стоит сосредоточиться. Сейчас образовательные системы не предлагают достойного уровня информатики, особенно в начальных классах. Уже 2014 году мы увидим, как ситуация будет стремительно меняться. Некоммерческие проекты вроде Code.org доказали, что горстка людей может повлиять на государственную политику и заставить школы всерьез задуматься о важности технического образования. Мир становится более технологичным и более цифровым. Чтобы получить хорошую работу и вообще хорошо жить, придется преуспеть в этой области. Если мы хотим подготовить наших детей и детей наших детей к этим условиям, нужно показать, как важно во всем этом разбираться.
Записала Нора Киркиж 21.04.2014
Источник: EdutainMe