rss
Share on Facebook
Tweet this

Технологии / Учебник теперь в будущем?

Сен 28, 2015 | Образование, Теренин

Учебник теперь в будущем?

С 1 сентября наконец, по прошествии двух лет в некоторых школах России появились первые электронные учебники. Издания прошли навязанную министерством образования общественную, научную, техническую экспертизу и были им же одобрены. Изменится ли в связи с нововведениями методика преподавания? Этим вопросом задается Российская газета и почему-то ищет ответ у разработчиков или интеграторов, а не у инициатора инновационных преобразований. Хотя мнение разработчиков тоже достаточно интересно, но не однозначно.

Итак, попробуем конспективно

Интеграторы хотят, а издательства им не дают

«Работая над книгами, интеграторы стремились представить функциональные возможности используемых технологий, издательства, наоборот, ограничивались допустимым минимумом. В итоге в дополнение к бумажным учебникам появились сразу два типа электронных дублеров: перенасыщенный интерактивным контентом и максимально упрощенный. Пока технологии для создания мультимедийной образовательной среды оказались не востребованы со стороны производителей контента, а представители ИТ-отрасли не получили базу для развития перспективных образовательных сервисов.»

И не дадут, потому, что все многие интеграторы, особенно появившиеся не так давно либо а) не представляют как устроен сейчас образовательный процесс и каким он будет с вводом электронных учебников или б) представляют, что стоимость изготовления отмультимизированного и отинтерактивленного учебника дороже. Самый «лучший» вариант когда а) и б) в одном флаконе.

«Орфограф» - Рубен Акопов

«Процесс создания простейших электронных книг не требует серьезных вложений и привлечения специалистов высокого уровня. Достаточно научиться верстать бумажные учебники и дополнительные материалы сразу в том виде, который пригоден для быстрого перевода их в электронный формат».

Наличие «массы минималистичных электронных вариантов» (цитата из статьи) является не характеристикой развития уровня рынка электронных учебников, а наличие у издательств профессионального подхода к делу. Не возможно взять и созданный печатный учебник со своей логикой и структурой изложения вот так взять и изнасиловав, простите новомодными штуками превратить в электронный. Для начала требуется по крайней мере авторский коллектив, который способен не просто создать электронный учебник, но предложить учитель методику использования цифрового пособия в урочной и внеурочной деятельности.

«ActiveScholl» - Дмитрий Изместьев

«Предлагаемые ИT-рынком технологии оказались невостребованными. В итоге не были созданы конкурирующие системы, которые предоставляли бы возможность получить доступ ко всему объему учебной литературы. А ведь именно это необходимо потребителю. Издательства, породив каждое свою систему, только усугубили хаос на рынке школьного ИТ».

Здесь, на мой взгляд, встает вопрос доверия издательства той платформе, которая предлагается с четким финансовым обоснованием использования решения. Пока не переведены все учебники в какой-то цифровой вид это еще не хаос, но это сигнал разработчику.

«Азбука» - Нукри Башарули

«Несмотря на то что контент является базой для создания электронной учебной среды, строительством образовательных сервисов должны заниматься не издательства, а компании, более компетентные в технологических вопросах и обладающие необходимым опытом. Они хотят делать образовательные сервисы самостоятельно. С таким подходом мы будем очень долго ждать этих сервисов».

А нужны ли сейчас и какие образовательных сервисы? Что хотят издательства или скорее основной потребитель сервисов: Учитель и Ученик? Может наконец спросим у них?

«Сейчас нужны методики создания образовательных ресурсов и технологии их создания, а не замерший отгрифованный учебник. Учеба - это творческий процесс. Он может строиться по-разному. Один учитель набирает различные готовые ресурсы из Интернета (презентации, видеосюжеты, фотографии) и соединяет это в единый авторский урок. Другой берет уже готовый урок или презентацию, выложенную его коллегами. Какова в этом процессе роль электронного учебника, созданного по образцу бумажного?»

Конечно нужны, только повторюсь создание «не замершего» учебника потребует а) команды «не замерших» авторов и методистов и б) времени (по моим оценкам до года на учебник и до 2-3 лет на линейку учебников) и в) простите за прямоту, инвестиций.

А для примерам далеко ходить не надо, просто посмотрите как выглядит современный учебник в странах ЕС. Странно, но это печатный учебник переведенный в цифровой вид и немного обогащенный мультимедиа и сервисом для работы с текстом.

«Низкой чувствительностью российских издательств к мировым трендам объясняется и то, что многие из них, занимаясь электронными учебниками, изобретают собственные форматы, считают системные интеграторы. Хотя уже года три назад было понятно, что востребованными будут открытые стандарты, которые позволяют легко дополнять учебник любым контентом, например ePub. Инициативность издательств в вопросах собственных разработок скорее затормозила, чем подтолкнула развитие российского рынка электронных учебников: изыскание новых способов доставки контента требует серьезных вложений, а любые дополнительные инвестиции отражаются на стоимости конечного продукта - электронной книги. Поскольку последняя не должна быть дороже бумажного оригинала, то и рассчитывать на существенные бюджеты, потраченные на разработку, не стоит. Электронные же дублеры бумажных учебников не дают качественных изменений даже при массовом внедрении в школы.»

Заметьте, давят на одно и тоже: давайте возьмем текущий учебник и добавим в него новомодной нечисти. А чтобы проще было добавлять мы вас, издательства искусственно еще введем в затраты: все переделывайте в ePub. То что не разрушит целостность учебника на этапе создания, разрушат Учащиеся на этапе использования, просто поиграя изменением размера шрифта или кегля или цвета подложки. Если вы говорите нет, мы это запретим, то тогда зачем ePub?

«Русское слово» - Дмитрий Дачевский

«... с апреля 2015 года издательство проводит апробацию электронных учебников в школах. Согласно статистике, 85% учителей готовы использовать продукт в ежедневной работе. Из них 60% считают, что эффективность электронного учебника выше, чем традиционного, а 34% оценивают их на равных...

... проблема в том, что не все новое можно применить в образовательной сфере. Главным для нас является не эффект, производимый новой технологической новинкой, а ее эффективность, т.е. реальный рост качества образования. Поэтому издательства и используют технологии, которые вписываются в образовательный процесс и для которых можно предложить соответствующие методики».

«Дрофа» - Юрий Котляров

«Мы полагаем, что будут закупаться те электронные учебники, печатные версии которых уже имеются в школе. Электронный учебник должен дополнять печатный, а не являться самостоятельным продуктом...

... Если приходится выбирать между богатством контента и массовостью его доставки, то издательство скорее сделает выбор в пользу массовости. Формат электронных учебников является их вторичной характеристикой, важно лишь, чтобы он не создавал ограничений и неудобств для учеников и учителей».

Полностью согласен с мнением представителей издательств.

Что делать интеграторам?

Системным интеграторам в краткосрочной перспективе логичнее заняться решением новых задач: созданием систем classroom-менеджмента, школьных серверов и других подобных технологий.

Здесь я полностью соглашусь с авторами статьи и приведу мнение экспертов:

«Орфограф» - Рубен Акопов

«Через год-два, когда школы приобретут планшеты и электронные учебники, перед ними встанет вопрос, как теперь организовать учебный процесс, как контролировать время, которое ребенок проводит с планшетом, продуктивно обучаясь, как блокировать посторонний контент. Все эти и множество других вопросов и должны решить новые технологии организации учебного процесса»

«ActiveScholl» - Дмитрий Изместьев

«Учебник должен быть предметом для личного использования, а современные информационные технологии развиваются в противоположенном направлении - все стремятся к унификации и интеграции».

«INTEL» - Ренди Рэй

«Чтобы создать такой учебник, издатель и вендор должны тесно взаимодействовать. У каждого здесь свое поле, причем места пока достаточно для всех заинтересованных. Преимущества издательств - в умении строить обучающий материал, а ИT-компаний - в умении преподносить и преподавать этот материал по-новому».

Но это все в краткосрочной перспективе, а с учетом наших особенностей перспектива может и затянутся. Поэтому я бы поставил для начала минималистическую цель: уменьшить вес школьного портфеля.