Июль 23, 2012
В кинематографе, соцмедиа, игропроме достаточно легко назвать лидеров, выделить просто уверенных участников рынка и определить его аутсайдеров. Одну из ключевых ролей в этом играют механизмы обратной связи — опросы, любительские рецензии, тематические ресурсы.
С книгами все гораздо сложнее. Немногочисленные рецензии и показатели объемов продаж — вот и все источники информации, которыми до недавнего времени располагали издатели.
Ситуация изменилась с того момента, как на сцену вышли электронные книги. И изменилась кардинально.
Список отчетных возможностей современных электронных книг впечатляет: продолжительность чтения, информация о сделанных пользователями закладках, цитируемость, частота использования того или иного приложения или издания — все эти данные позволяют статистически оценить такие, казалось бы, неуловимые параметры, как интерес читателя к произведению, «глубину» прочтения, частоту возвратов к той или иной его части или к изданию в целом. Появилась возможность сбора статистики по жанровой популярности, а также формату чтения произведений (непрерывное восприятие или периодический отдых на более легкой литературе).
Не остался в стороне такой пласт информации, как поисковые запросы, по которым ищут те или иные произведения, ведь именно так можно в буквальном смысле увидеть, чего хотят читатели.
Отдельные компании даже реализовали возможность изменения канвы и сюжета произведения самими читателями путем голосования.
С одной стороны, все это обеспечивает значительно более эффективное удовлетворение читательских потребностей и ожиданий: издатели узнают, что можно с уверенностью предлагать аудитории. И в итоге все оказываются довольны: книга, разошедшаяся значительным тиражом — это прибыль и показатель востребованности. Однако тут есть и свои подводные камни.
Информация о чтении электронных книг не всегда может быть до конца объективной: например, график чтения зачастую зависит не от увлекательности самого произведения, а от графика свободного времени читателя.
Возможность изменения контента — весьма спорное достоинство, ведь при победе в голосовании варианта сюжета, за который отдали голоса 60% читателей, остальные 40% могут разочароваться в произведении и в авторе и вовсе отказаться от дальнейшего чтения, что в итоге скажется и на продажах.
Наконец, такой подход к издательскому вопросу значительно усложняет жизнь тем, кто выходит за рамки привычных жанровых форматов, экспериментирует с сюжетом, языком. Такие книги никогда не собирают кассы сразу — требуется время на то, чтобы произведение распробовали, оценили. Издателям, желающим скорейшей прибыли, и широким массам публики, которые хотят «легкого чтива» здесь и сейчас, такой формат малоинтересен.
В итоге в значительной степени затрудняется и усложняется процесс качественного развития литературы, ведь именно эксперименты и авторские находки всегда были его двигателем. Компромиссы и взаимные уступки авторов и издателей таким образом актуальны и в наш XXI век, несмотря ни на какие технологии.
По материалам mail.ru.