Авг 22, 2014
«Ростелеком» подвел итоги конкурса на поставщика платформы для закупки электронных учебников школами, рассказал «Ведомостям» представитель оператора: победителем стала компания «Орфограф». Договор между компаниями может быть подписан на следующей неделе, говорит гендиректор «Орфографа» Рубен Акопов. По этому договору «Ростелеком» на два года получает исключительные права на платформу «Дай 5!», через которую школьники могут загружать на планшеты учебники и дополнительные материалы.
«Орфограф» работает на рынке электронных учебников уже три года. Весной этого года компания выиграла тендер Минкомсвязи на разработку стандартов электронных учебников и типовых сценариев их использования в образовательном процессе. «Орфограф» работает с несколькими издательствами, прежде всего с «Русским словом», и до сих пор продавал электронные версии учебников самостоятельно.
По словам Акопова, платформу «Дай 5!» используют уже несколько сотен школ более чем в 10 российских регионах. Начиная работать с электронными учебниками, школы, как правило, сначала заказывают комплекты для одной-двух параллелей, например для пятых классов, а не для всех школьников, говорит Акопов. Доступ к самой платформе бесплатен, школы тратят деньги только на сами учебники. За последние полгода объем продаж «Орфографа» составил несколько десятков миллионов рублей, рассказал Акопов, но конкретную сумму не называл.
Акопов, по собственным словам, основной акционер «Орфографа». Остальных владельцев он раскрыть отказался. Источник на книжном рынке рассказал «Ведомостям», что в эту компанию инвестировал Константин Малофеев, бывший миноритарный акционер «Ростелекома». Малофеев заявил «Ведомостям», что не имеет отношения к «Орфографу».
Сейчас школы практически не пользуются электронными учебниками. Но в прошлом году Минобразования решило, что с начала следующего года школы смогут закупать электронные версии учебников наравне с бумажными. Именно поэтому «Орфограф» сейчас разрабатывает рекомендации для школ. Издатели прежде говорили «Ведомостям», что непонятно, насколько массовым будет переход школ на электронные учебники.
«Ростелеком» уже продает свои услуги школам, но прежде всего они связаны с доступом в интернет. Оператор запустил проект «Школа будущего» в 2012 г., после того как по госзаказу обеспечил школы по всей стране системами видеонаблюдения за выборами президента России и, в частности, проложил в школы широкополосные каналы связи. В рамках «Школы будущего» компания предлагает школам высокоскоростной доступ в интернет, создание WiFi-сетей, фильтрацию вредного для детей интернет-трафика.
Также у «Ростелекома» есть платформа «о7.Образование», которая работает как электронный дневник школьника и журнал учителя. Наконец, «Ростелеком» договорился с Samsung о совместной продаже планшетов этой компании школам. Платформа «Дай 5!» от «Орфографа» станет частью проекта «Школа будущего», а точнее продукта «Электронные учебники» под брендом «Ростелеком».
Пока у «Ростелекома» нет ни одного контракта со школами по электронным учебникам, говорит вице-президент компании Ольга Румянцева: идут активные продажи. Оператор продает учебники школам, а точнее — местным департаментам образования, которые занимаются закупками через свои региональные офисы, а также через крупных IТ-дистрибуторов, рассказала она.
«Ростелеком» не ожидает больших объемов продаж в этом году, говорит Румянцева, а с 2015 г. доходы оператора по этой статье будут расти каждый год в 2-3 раза, рассчитывает она. Акопов из «Орфографа» объясняет, что учителя довольно консервативны и, если в следующем году на электронные учебники перейдет хотя бы 5% школьников, это будет очень хороший результат. «Потенциально это, конечно, многомиллиардный рынок, электронные учебники рано или поздно заменят бумажные, а вместе с электронными учебниками можно продавать услуги по электронным дневникам, дополнительные материалы и т. д.», — рассуждает он.
Румянцева указывает, что «Ростелеком» в первую очередь оператор связи и зарабатывает прежде всего на продаже телекоммуникационных и IТ-услуг: «Переход школ на образование по современным стандартам влечет за собой повсеместное появление беспроводных сетей WiFi в школах и увеличение пропускной способности интернет-каналов, именно в этом и состоит основная выгода нашей компании».
Источник: Ведомости